Список правил написания сценария и как их нарушать

Список правил написания сценария и как их нарушать

Как седой ветеран киноэкрана, я видел все — от золотого века кино до цифровой революции. За моим плечами более четырех десятилетий я понял, что мало что можно улучшить, нарушив несколько правил.


Создание сценариев сродни жизни на Диком Западе. Вы прокладываете свои собственные пути и ориентиры и стремитесь терпеть, пока не появится следующая возможность.

И нужно немного удачи, чтобы встать между ними.

По сути, написание сценария сводится к одному важному правилу: составьте увлекательную историю. Конкретные методы и рекомендации не имеют первостепенного значения; что действительно важно, так это первоклассное исполнение на бумаге.

Сегодня, как энтузиаст кино, я приглашаю вас в путешествие, где мы раскроем некоторые традиционные принципы кинопроизводства, а затем развенчаем их, подчеркнув случаи, когда искусные рассказчики изящно нарушали эти правила, чтобы создать кинематографическое волшебство.

Давайте начнем.

Список правил написания сценария

Список правил написания сценария и как их нарушать

1. Трехактная структура

  • Правило: У сценария должно быть четкое начало (завязка), середина (конфронтация) и конец (развязка).
  • Как это сломать. Поэкспериментируйте с нелинейным повествованием, несколькими временными рамками или сосредоточьтесь на исследованиях персонажей, которые могут не иметь традиционной сюжетной линии.
  • Пример: Криминальное чтиво (1994). Тарантино, как известно, перемешивает временную шкалу, представляя историю в нелинейной манере.

2. Покажи, не говори

  • Правило: Используйте визуальные эффекты и действия для передачи информации, а не полагайтесь на экспозицию или внутренние монологи.
  • Как это сломать: Если все сделано экономно и стратегически, внутренние монологи или закадровый голос могут предложить уникальную информацию о сознании персонажа или усилить тематические элементы.
  • Пример: Славные парни (1990) — закадровый голос Генри Хилла ведет нас через историю, предоставляя контекст и его личную точку зрения. Он сразу говорит нам, что всегда хотел быть гангстером.

3. Избегайте Deus Ex Machina

  • Правило: Не разрешайте конфликт с помощью невероятных или надуманных сюжетных ходов.
  • Как это сломать: Если deus ex machina используется с самосознанием, оно может быть юмористическим или даже комментарием к самому повествованию.
  • Пример: Монти Пайтон и Святой Грааль (1975). Резкий финал с современной полицией представляет собой преднамеренное и веселое использование deus ex machina. Или даже в Апокалипто прибытие европейцев в конце кажется неизбежным и является хорошим обобщением тем.

4. В каждой сцене должен быть конфликт

  • Правило: Каждая сцена должна продвигать историю вперед, представляя препятствие, вызов или напряжение.
  • Как это сломать: Иногда тихие моменты размышлений или связи могут быть столь же мощными, как и конфликтные сцены, особенно в историях, в которых участвуют персонажи.
  • Пример: Перед восходом солнца (1995). Большая часть фильма состоит из двух персонажей, которые просто гуляют и разговаривают, но эмоциональные ставки и растущая связь создают убедительное повествование. И вы влюбляетесь вместе с ними, поэтому вам хочется, чтобы разговор продолжался.

5. Не злоупотребляйте диалогом

  • Правило: Фильм – это визуальное средство. Используйте диалоги экономно и позвольте действиям и визуальным эффектам нести историю.
  • Как это сломать. Фильмы с большим количеством диалогов могут работать, если разговоры остроумны, проницательны или тематически связаны с историей.
  • Пример: Социальная сеть (2010 г.). Быстрые диалоги являются отличительной чертой стиля Аарона Соркина и прекрасно передают энергию и интеллект персонажей.

6. Поддерживайте постоянный тон

  • Правило: Общее настроение и стиль вашего сценария должны оставаться неизменными на протяжении всего сценария.
  • Как это исправить: Изменения в тоне могут быть резкими, но эффективными, если они служат какой-то цели, например, отражают меняющиеся обстоятельства персонажа или разрушают ожидания.
  • Пример: Паразиты (2019). Фильм мастерски переходит от черной комедии к триллеру, усиливая воздействие социальных комментариев.

7. Give Clear Character Motivations

  • Правило: У персонажей должно быть сильное желание (цель) и веская причина (мотивация) для ее достижения. Это движет их действиями и создает конфликт.
  • Как это сломать: Персонажи без четких целей могут быть загадочными или представлять определенную тему. Они могут быть движимы импульсом или экзистенциальными вопросами, добавляя повествованию глубину.
  • Пример: Трудности перевода (2003) — Боб и Шарлотта бродят по Токио без четких целей, но их общее чувство изоляции и тоски создает мощную эмоциональную связь.

8. Завод и отдача

  • Правило: В начале истории вводите информацию или объекты (растения), которые станут значимыми позже (отдача), создавая ощущение взаимосвязанности и удивления.
  • Как его нарушить: Честно говоря, я считаю, что это единственное правило, которому следует следовать постоянно. Я понятия не имею, как кто-то «сломал» это, но если да, дайте мне знать.

9. Ограничьте количество главных персонажей

  • Правило: Сосредоточьтесь на нескольких хорошо проработанных персонажах, а не на большом ансамбле, чтобы не сбить с толку аудиторию и не ослабить эмоциональное воздействие.
  • Как это сломать: Состав ансамбля может сработать, если каждый персонаж имеет отдельную сюжетную линию и вносит свой вклад в общую историю. Крепкие отношения и взаимодействие могут создать богатую палитру личностей.
  • Пример: Реальная любовь (2003). Эта романтическая комедия переплетает несколько любовных историй, каждая со своим набором персонажей, исследуя разные грани любви и отношений.

10. Начни поздно, уйди раньше

  • Правило: быстро приступайте к действию (начинайте позже) и заканчивайте историю, прежде чем она затянется (заканчивайте раньше). Это поддерживает напряженный темп и вовлеченность аудитории.
  • Как это сломать. Медленно развивающиеся истории могут быть захватывающими, если они эффективно создают напряжение и атмосферу. Эпилоги или расширенные концовки могут предложить завершение или исследовать последствия событий.
  • Пример: Крестный отец (1972). Фильм начинается в начале свадьбы, что является относительно ранней точкой входа в историю. Но это дополнительное время позволяет быстро установить характеры и отношения, прежде чем углубляться в сложную семейную драму.

Понятно, что при создании исключительного сценария стоит игнорировать любые традиционные правила.

Давай, расслабься по поводу конкретных рекомендаций; вместо этого направьте всю свою энергию на создание исключительного сценария.

Смотрите также

2024-08-12 17:37