Почему Критика Романа Стивена Кинга «Сияние» Не Снижает Мастерства Ужаса Кубрика

Фильм Стэнли Кубрика 1980 года по роману Стивена Кинга 1977 года «Сияние» считается одним из лучших и наиболее влиятельных фильмов ужасов всех времен. Его запоминающиеся исполнения ролей, характерные диалоги («Здесь Джонни!») и жуткие визуальные эффекты создали культурное присутствие, которым обладают лишь немногие картины. Кроме того, смешивание Кубриком методов киноискусства с тем, что традиционно считалось низкопробным жанром, существенно повлияло на современных режиссеров в жанре «утонченного ужаса», таких как Роберт Эггерс, Ари Астер, Джордан Пиле и Дженнифер Кент.

🌟 Мечтаешь о звёздах? CryptoMoon покажет, как с криптой можно взлететь до небес!

Присоединиться в Телеграм

Хотя при первом выходе в прокат ‘Сияние’ было тепло встречено критиками, оно столкнулось с осуждением некоторых кругов и даже получило две номинации на Razzie Awards. Однако самым строгим критиком оказался не кто иной, как сам Стивен Кинг. Автор романа, черпавший значительное вдохновение из своей собственной жизни, категорически возражал против отступлений фильма от оригинального сюжета, назвав его ‘безумным, извращённым и разочаровывающим’ в своём документальном труде 1981 года «Танец МакАбр». Он часто обвинял Кубрика в излишней отстранённости и безличности как режиссёра. Вот почему Кинг мог ошибаться.

Возражения короля к фильму Кубрика ‘Сияние’

Одной из главных проблем Кинга с интерпретацией Кубрика была то, как он изобразил Джека Торренса, главного героя своего романа «Сияние». В процессе борьбы с алкоголизмом, творческим кризисом, бессонницей и агрессивными импульсами при написании книги Кинг описал Джека как понятного для всех обычного человека, способного на жестокость и сострадание. Однако фильм Кубрика представляет Джека зловещим и психически неуравновешенным с самого начала, что резко контрастирует с изображением Кинга.

Неуспокаивающая аура вокруг Джека в основном связана с выбором на роль Джека Николсона, как заявил Стивен Кинг в 1983 году, что он был ‘неподходящим’ для этой роли. Кроме того, Кинг критиковал Шэлли Дувалл за ее исполнение жены Джека, Венди, выразив разочарование BBC в 2013 году относительно ограниченной роли героини, которая состояла в основном из криков и глупого поведения. Он даже назвал изображение ее характера ‘мизогинистским.’

Неопределенность фильма относительно реальности призраков отеля не понравилась Кингу. В отличие от книги, фильм явно не установил существование сверхъестественных существ. Эта неясность сделала картину менее увлекательной для писателя. Кинг выразил свое несогласие журналу ‘Playboy’, отметив: ‘Кубрик, по сути скептик, пытался постичь нечеловеческое зло гостиницы Оверлук, ища его в персонажах… Поскольку сам он не мог поверить в это, ему было сложно сделать фильм убедительным для зрителей.’

Правильно ли Кинг оценивает версию Кубрика о «Сиянии»?

В нескольких аспектах анализ Кинга точно отражает отступления, сделанные Кубриком от оригинального романа. Кинг, отождествляя себя со своим творением, испытывал симпатию к Джеку как персонажу, терзаемому злыми силами отеля Оверлук и своими внутренними демонами. В свою очередь, Кубрик рассматривал Джека скорее как Алекса из «Заводного апельсина» (1971) или HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001 года» (1968), изображая его монструозной фигурой. Однако возможно, что Кинг недооценивает важность этих различий, утверждая, что они снижают тематическую глубину и эмоциональную силу фильма.

По сути, «Сияние» Кубрика служит предостережением о судьбе семей с отцом-алкоголиком, в отличие от Джека Торранса из романа Кинга и фильма, который не может исправиться или измениться к лучшему. В словах Натана Рабина из The Dissolve: «фильм изображает человека, полностью поглощённого своими демонами вместо того чтобы столкнуться с последствиями трезвости.» Учитывая эту точку зрения, роль Джека Николсона идеально вписывается в этот контекст.

Можно поспорить, что утверждение Кинга о том, что неясное изображение призраков отеля в фильме ослабляет его привлекательность, вызывает сомнение. Поскольку эта двусмысленность углубляет исследование фильма алкогольной зависимости и домашнего насилия. Например, многие встречи Джека с духовными сущностями отеля (которые кажутся подталкивающими его к употреблению алкоголя и причинению вреда семье) происходят возле зеркал, что подразумевает, что эти призраки могут быть просто символическими репрезентациями его изолированной и алкогольной психики.

В фильме Дэнни Ллойд, сын Джека, видит образы двух трагически погибших девочек, убитых их предыдущим опекуном в отеле. Возможно, эти видения происходят от страха Денни перед тем, что его собственный отец может нанести ему такой же вред. Это предположение подкрепляется глубоким анализом психики обидчика и жертвы в фильме, вызывая у зрителей опасения по отношению к первому и симпатию ко второй, несмотря на некоторые утверждения о том, что Кубрик не полностью вжился в своих персонажей.

От моря до сияющего моря

В фильме Кубрика «Сияние» сюжет затрагивает не только борьбу семьи с алкоголизмом и домашними проблемами, но также представляет более широкую критику вредной мужественности среди белых американских мужчин и ограничивающих природу традиционной ядерной семейной структуры. Некоторые зрители полагают, что Кубрик намекал на связи между безумием Джека и насилием с историей расовой дискриминации и колонизации Америки. Эта теория стала популярной после выхода документального фильма 2012 года «Комната 237».

Хотя эта идея могла показаться вам сначала маловероятной, существует множество доказательств, указывающих на то, что Кубрик хотел именно так и было. Например, на протяжении всего фильма вы заметите тончайше интегрированные в фон символы коренных американцев, иногда использованные ненадлежащим образом, как искусство, украшающее отель, или карикатурные изображения на различных продуктах питания в кладовой. Управляющий отеля, который нанимал Джека, Стюарт Ульман (Барри Нельсон), упоминает, что отель был построен на земле, считавшейся священной коренными американцами.

В своё время Джек сравнивает свои обязанности мужа и отца с «белым бременем» — термином, впервые использованным автором Редьярдом Киплингом для обозначения убеждения среди белых европейцев в том, что они обязаны «цивилизовать» коренные народы, считавшиеся примитивными во времена колонизации. Это подразумевает, что фильм предполагает: жестокое поведение Джека и его погружение в безумие являются не только личными недостатками, но и следствием культуры, глубоко укоренившейся в белом мужском превосходстве и насилии, которые оказали значительное влияние на историю Америки.

Беспрецедентное наследие «Сияния»

Хотя взгляды Стивена Кинга на версию ‘Сияния’ Стэнли Кубрика расходятся с мнением большинства кинокритиков, нетрудно понять его точку зрения, учитывая глубокую связь героя Джека Торренса из оригинального романа. Это подчеркивает важность рассмотрения книг и их экранизаций как отдельных творческих проектов вместо простых копий.

Как преданный киноман, я должен выразить восхищение как Стивену Кингу, так и Стэнли Кубрику — двум гигантам в своих областях. Но когда речь заходит о ‘Сиянии’, я убежден, что мастерство Кубрика достигло небывалой вершины. Хотя у Кинга может быть своя точка зрения, неоспоримая истина заключается в том, что адаптация Кубрика романа ‘Сияние’ является одним из самых устрашающих и заставляющих задуматься фильмов ужасов всех времен. ️

Смотрите также

2025-05-17 22:02