Наследие Скорсезе: культовые фильмы и споры

Мартин Скорсезе всегда был индивидуумом, который с трудом приспосабливается к нормам Голливуда. Академия не кажется ему гостеприимным местом, а борьба со студийной системой только усложняет ситуацию. Честно говоря, Марти устал от термина «контент», и мы согласны с ним.

📰 Хочешь знать всё первым? Новости Сегодня подают свежую инфу с изюминкой юмора!

Присоединиться в Телеграм

Мартин Скорсезе сокрушается о том, что кино, когда-то считавшееся богатым и многогранным видом искусства, теперь воспринимается лишь как коммерческий термин, теряя свою сущность. Вместо поиска уникальных и неконвенциональных произведений алгоритмы отдают предпочтение уже популярному, оставляя мало места для неожиданного, бунтарского или тех, кто не соответствует нормам.

Несмотря на многочисленные похвалы в адрес платформ вроде MuBi, это не освобождает нас от вины за то, что мы упустили менее известные драмы в пользу очередного реалити-шоу о поведении собак. К сожалению, часто рискованно смотреть фильм, рекламируемый как артхаусный кинотеатр, только чтобы обнаружить, что он не оправдывает ожидания.

В свои 82 года Скорсезе размышляет о жизни во всей её полноте – отказываясь от стремлений, материальных благ и даже погони за незначительными вещами. «Каждое прожитое мгновение — это потерянное мгновение», — задумчиво говорит он, всё больше осознавая, как преходяща жизнь на самом деле. Однако среди этих размышлений Скорсезе продолжает исследовать, изобретать, раскрывая возможности кинематографа и жизни. За полвека кинопутешествия давайте рассмотрим влияние и шедевры одного из наиболее уважаемых режиссёров современного кинематографа.

Последнее искушение Христа (1988)

Как кинолюбитель, оглядываясь назад, погружаюсь в глубокое влияние фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», который не был предначертан для обычного приема. Дебютировав в 1988 году, он вызвал бурю протестов от религиозных кругов еще до того, как достиг наших экранов. Контроверсия стала его вторым именем, но что действительно делало этот фильм опасным, так это знание Скорсезе о потенциальном влиянии.

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа» | По материалам: Universal Pictures

Кадры из фильма Последний искушение Христа | Источник: Universal Pictures

Кадр из фильма Последний искушение Христа | Авторство: Universal Pictures

Кадр из фильма «Последний искушение Христа» | Авторы: Universal Pictures

Кадр из фильма Последний Темнота Христа | Авторы: Universal Pictures

В фильме образ Иисуса от Уильяма Дефо сложный и противоречивый. В отличие от традиционных представлений о нём как о внеземной фигуре, не затронутой человеческими страданиями, этот Иисус сталкивается с сомнениями в себе, отчаянием и даже подумывает уклониться от своей судьбы. Такая интерпретация представляет Христа, который подвергает сомнению реальность своего статуса «Сына Божьего» или человека, борющегося со своими философскими затруднениями.

«Последнее искушение Христа» выделяется не попыткой представить окончательную версию жизни Иисуса, но раскрытием подлинного характера самого Мартина Скорсезе. На протяжении своей жизни он боролся с бременем своего католического воспитания — временами следуя ему, иногда бросая вызов и часто мучаясь сомнениями относительно своих усилий.

Путь, пройденный Иисусом Христом, отмеченный неопределенностью и самопожертвованием, отражен в пути художника, который продолжает творить, несмотря на опасения, что его работа может остаться незамеченной, получить неодобрение или хуже того — быть остановленной.

Boxcar Bertha (1972)

Один из первых творений Мартина Скорсезе, «Boxcar Bertie», может показаться как горячий эксплуатационный фильм, но он предлагает глубину сверх поверхности. Действие происходит в душном и пыльном Юге во время эпохи Великой депрессии, где рассказывается история Берты, блуждающего юноши, который объединяется с необычной бандой преступников.

Они встречают Большого Билла Шелли, лидера профсоюза, а также Рэйка Брауна, азартного игрока, и Вона Мортона, который питает пристрастие к дробовикам. Неожиданный акт импульсивной жестокости — Берта стреляет в человека, чтобы защитить Рэйка — толкает их на путь настоящей криминальной деятельности.

Сцена из фильма «Бокскар Берта» | Источник: 20th Century Fox

Кадры из фильма «Boxcar Bertha» | Кредиты: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Boxcar Берта» | Авторство: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Boxcar Berthe». Авторство: 20-й век Фокс

Кадр из фильма «Boxcar» Берта / Кредиты: Twentieth Century Fox

Изначально это напоминает о динамичном дуэте Бонни и Клайде; однако в отличие от Скорсезе, который может приукрасить преступление, данный проект не показывает его как увлекательное. Вместо этого насилие Boxcar Bertha является грубым, неприглядным и неизбежным. Существование банды вращается вокруг прыжков на поезда, побегов и выживания с трудом. Несмотря на то куда они направляются, необъяснимо они возвращаются к начальной точке своего пути, словно находясь в бесконечном поезде, ведущем в никуда.

В мире скромного производства B-фильмов я оказался погружённым в мир, который дышал подлинностью благодаря прикосновению Скорсезе. Образы были захватывающими, наполненными ощутимым чувством отчаяния и тонко предвещали мастерство, которое должно было прийти позже. Признаюсь, это не было безупречно, но без сомнения несло отпечаток произведения Скорсезе.

Нью-Йорк, Нью-Йорк (1977)

Фильм Мартина Скорсезе «New York, New York» можно рассматривать как величественную и проникновенную дань уважения эпохе джазовых оркестров. Несмотря на то что он не полностью складывается в законченное повествование, если быть готовым ослабить ожидания, здесь есть много ценного для восприятия.

Фильм рассказывает о путешествии двух артистов, пытающихся построить совместную жизнь. Джимми, потрясающе талантливый саксофонист с вспыльчивым характером, и Франсин, восходящая вокалистка, обладающая такой яркой харизмой, что затмевает все остальное – до тех пор пока ее слава не начинает угрожать музыкальным амбициям ее партнера.

Кадр из фильма Нью-Йорк, Нью-Йорк | Авторы изображения: Chartoff-Winkler

Кадр из фильма «New York, New York»| Источник: Chartoff-Winkler

Кадр из фильма Нью Йорк Нью Йорк | Источник: Chartoff-Winkler

Кадр из фильма ‘Нью-Йорк, Нью-Йорк’ | Авторство: Чартхофф-Винклер

Кадр из фильма Нью Йорк Нью Йорк | Источник: Chartoff-Winkler

Вместо того чтобы пить и чрезмерно драться, он пытается справиться с чувством подавленности её успехами. В конечном итоге их отношения разваливаются драматичным образом, характерным для Голливуда, что заканчивается душераздирающим расставанием в родильном отделении больницы после рождения ребёнка.

Настроение яркое, живые мелодии джазового оркестра трудно не поддаться, повсюду ощущается уютная и ностальгическая атмосфера. Главная тема, ‘New York, New York’, запоминающаяся, но сам сюжет довольно поверхностный. Большинство персонажей выглядят одномерными, а игра Роберта Де Ниро в роли вспыльчивого и ревнивого Джимми иногда напоминает его роль Трэвиса Бикла.

Цвет денег (1986)

Фильм под названием ‘Цвет денег’ не достигает уровня мастерства, который обычно ассоциируется с работой Скорсезе. Это неплохая постановка, но она уступает ожидаемому от него азарту. Фильм кажется соответствующим типичным ожиданиям студии и продолжает повествование о Быстром Эдди Фелсоне из фильма ‘Казино’ (1961), однако ему недостает обычной напряженности режиссера.

Кадр из фильма «The Color of Money». Создатели: Buena Vista.

Фрагмент из фильма Цвет денег | Почётные благодарности: Буэна Виста

Кадр из фильма «Цвет денег» | Credits: Buena Vista

Кадр из фильма «Цвет денег» | Источник: Buena Vista

Кадры из фильма Цвет денег | Источник: Buena Vista

Ранее исполняемый Полом Ньюманом, персонаж Эдди перешел от дней в бильярдной к карьере продавца алкоголя. Однажды вечером он встречает Винсента (сыгранного Томом Крузом), восходящую звезду пула с огромным талантом, но без самоконтроля. Учитывая его предпринимательские инстинкты, неудивительно, что Эдди видит потенциальную прибыль.

Структура прочная, и некоторые захватывающие сцены особенно трения между Винсом и его подругой выделяются. Однако, в отличие от шедевров Скорсезе, фильм не углубляется достаточно глубоко в сложности персонажей. Вместо этого он кажется следовать предсказуемой голливудской формуле спортивных фильмов.

Эпоха невинности (1993)

В необычном повороте для Мартина Скорсезе фильм ‘Эпоха невинности’, возможно, кажется таковым на первый взгляд, но под его поверхностью обнаруживаются схожие черты с другими историями. Главный герой Ньюленд Арчер (Дэниэл Дэй-Льюис) обручен традиционной и правильной женщине по имени Мэй Велланд (Винона Райдер). Однако он встречает кузину Мэй, графиню Эллен Оленьску, которая олицетворяет качества, которых недостает Мэй – она полна энергии, творчества и бросает вызов общественным нормам.

Кадр из фильма ‘The Age of Innocence’ | Credits: Columbia

Кадр из фильма «Эпоха невинности». Авторские права: Columbia.

Кадр из фильма «Эпоха невинности». Предоставлено студией Columbia.

Кадр из фильма «Эпоха невинности» | Авторство: Columbia Pictures

Кадр из фильма «The Age of Innocence», авторство: Columbia Pictures.

Ньюленд питает привязанность к ней, но в его мире любовь недостаточно сильна, чтобы изменить путь, по которому он следует. Вместо этого он подчиняется общественным нормам и ожиданиям. Как объясняет рассказчик Джоан Вудворд, настоящее чувство никогда не было выражено, воплощено или даже задумано; вместо этого оно символизируется через набор случайных символов.

В этом мире, как в историях мафии часто изображаемых Скорсезе, существует скрытый контроль. Отступление от предписанной линии поведения в этих рассказах приводит к насилию; здесь же оно вызывает мягкое осуждение, изоляцию и одиночество. Ньюланд верит, что обладает свободой выбора, но к тому времени, когда он понимает, что это не так, уже слишком поздно. Роман «Век невинности» изображает своего рода душевную боль, которая проявляется открыто в обществе, где все притворяются незнающими.

Кто стучится в дверь мою?

Мартин Скорсезе дебютирует с картиной ‘Стучится кто-то в дверь?’, демонстрируя развивающийся талант режиссера. Хотя временами картина склоняется к очевидным моментам, она представляет собой кинематографиста со значительными перспективами развития. В отличие от часто изображаемых голливудских фильмов, где показана сенсационная жизнь молодых людей, персонажи Скорсезе в этом фильме — молодые итальяно-американцы, живущие в Нью-Йорке — проводят время бесцельно обсуждая, где может находиться жизненная радость, но редко сталкиваются с ней лично.

Кадр из фильма «Кто стучит в мою дверь?» | Права: Trimod Films

Кадр из фильма Кто стучится в мою дверь?

Кадр из фильма «Кто стучит в мою дверь?» | Источник: Trimod Films

Кадр из фильма «Кто стучит в мою дверь?» | Авторы: Trimod Films

Кадр из фильма Кто стучит в мою дверь? | Авторы: Trimod Films

Проще говоря, Харви Кейтель играет персонажа, который сталкивается с двумя разными мирами — своим жестким воспитанием в районе и изысканной женщиной, которую он встречает на пароме до Стейтен-Айленда. Их отношения развиваются аутентично и реалистично на экране, однако сталкиваются со сложностями, когда выясняется, что у нее есть предыдущий опыт романтических отношений.

Определенные моменты проваливаются, например, спорная сцена изнасилования и не очень вписывающийся фэнтезийный элемент, очевидно добавленный для увеличения продаж. Тем не менее, мастерство Скорсезе в изображении аутентичных моментов проявляется явно, особенно в групповых взаимодействиях и оживленных дискуссиях в барах.

After Hours (1985)

«After Hours» классифицируется как комедия, но несмотря на её жизнерадостное завершение и легкий тон, фильм удивительно напряженный и жутковатый из-за подтекстов напряженности и сюрреалистических элементов. Сюжет вращается вокруг Пола Хэкетта, одинокого редактора текстов, который встречает привлекательную женщину и планирует провести романтический вечер в Сохо. Однако события разворачиваются неожиданным и тревожным образом.

Кадр из фильма После Заката | Права: Уорнер Брос.

Кадр из фильма После заката (After Hours) | Авторские права: Warner Bros.

Отрывок из фильма «После полудня» (After Hours) | Авторство: Warner Bros.

Кадр из фильма «После заката» (After Hours) | Авторы: Warner Bros.

Кадры из фильма После Заката | Источник: Warner Bros.

Тем не менее, он обнаруживает себя в необычной одиссее, напоминающей произведения Кафки, полной странных взаимодействий. SoHo превращается в подземелье, населенное загадочными персонажами, эксцентрическими художниками и враждебными толпами. Каждый персонаж – Тери Гарр как официантка, Линда Фиорентино как скульпторша и Джон Херд как бармен – лишь усугубляет тайну.

Как и в фильмах ‘Таксист’ и ‘Городские улицы’, этот фильм изображает Нью-Йорк не просто как место действия, но также как психическое состояние. Своим сочетанием юмора и напряженности ‘После полуночи’ превращается в непредсказуемое, похожее на сон путешествие, которое демонстрирует уникальную кинематографическую креативность Скорсезе.

Kundun (1997)

Фильм Мартина Скорсезе под названием «Кундан», имеющий духовную направленность, сталкивается с трудностями в изображении Далай-ламы как живого человека. В отличие от картины «Последнее искушение Христа», где Иисус борется со своей человеческой сущностью, «Кундан» изображает 14-го Далай-ламу скорее как икону, вместилище бессмертного духа, чем как личность, сталкивающуюся с человечностью.

Фильм разворачивается через последовательность искусно расположенных сцен. Несмотря на поддержание религиозной веры и обычаев, кажется отсутствует интенсивность повествования. Вместо создания драматического напряжения фильм скорее ощущается как духовная дань уважения, где Роджер Дейкинс снимает кинематографически и создает захватывающую буддийскую атмосферу, способствующую этому благоговейному опыту.

Кадр из фильма «Kundun», авторство: Buena Vista

Кадр из фильма Кундун
| Кредит: Buena Vista

Кадр из Кундуна | Кредит: Buena Vista

Кадр из фильма Кундун
Авторство: Буэна Виста

Кадр из фильма Кундун
Источник: Buena Vista

Скорсезе с его повторяющимся интересом к трансцендентному пытается преодолеть обыденное в Кундуне, но умудряется сохранить определенную дистанцию от своего предмета. Фильм впечатляющий и даже гипнотический, однако сохраняет странное отчуждение – это прекрасно оформленное произведение дань уважения, которое немногие чувствуют себя обязанными пересматривать.

Алиса здесь больше не живет (1974)

Фильм «Алиса больше не живет здесь» начинается с имитации мечтательной эпохи старого Голливуда, показывая юную девушку на фоне яркого заката, решительную в своем пути. Но к 35 годам Элис Хайят оказывается запертой в монотонности: отстраненный супруг, спорящий сын и бессодержательные разговоры с соседями.

После трагической случайной смерти своего супруга она оказывается не только в состоянии утраты, но и независимости — развитие событий, которое застаёт её врасплох. Стремясь исполнить свою давнюю мечту о пении, Элис продаёт все свои вещи и отправляется в путешествие через юго-запад.

Кадр из фильма «Alice Doesn’t Live Here Anymore» | Источник: Warner Bros.

Кадр из фильма «Алиса здесь больше не живёт» | Авторы: Warner Bros.

Кадр из фильма «Алиса не живет здесь больше» | Источник: Warner Bros.

Кадр из фильма «Алиса здесь больше не живёт» (Alice Doesn’t Live Here Anymore) | Авторы: Warner Bros.

Кадр из фильма ‘Alice Does Not Live Here Anymore’ | Авторы: Warner Bros.

В ходе своего путешествия она встречает доброжелательных людей и опасных мужчин, среди которых персонаж Бена от Харви Кейтеля. Трудности официантки также отмечают ее путь. Елена Берстин заслужила награду за свою роль Алисы, придавая ей юмор, несовершенство и силу. Этот фильм Мартина Скорсезе тонко сочетает элементы мифологии с проницательным изображением женщины, которая живет согласно своим собственным правилам.

Воскрешая мертвецов (1999)

Фильм Мартина Скорсезе «Bringing Out the Dead» рассказывает о Фрэнке (Николас Кейдж), парамедике, которого словно затопило печалью. Он называет себя «губкой для горя», что подразумевает его роль скорее как наблюдателя, чем спасителя. В течение трех ночей в районе Хеллз Китчен Фрэнк сталкивается с умершими и встречает своих коллег — Ларри, который справляется со своими чувствами через еду; Маркуса, исполнителя госпел-музыки; и Уоллеса, на грани безумия.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Bringing Out the Dead», кредиты: Paramount

Кадр из фильма «Выход на мертвого» | Авторы: Paramount

Кадр из фильма «Выживая среди мертвых». Данные о правообладателе: Paramount.

Кадры из фильма «Bringing Out the Dead». Авторство: Paramount

неромантичная и неизбежная.

Ирландец (2019)

Роберт Де Ниро исключительно хорошо играет загадочных, замкнутых мужчин, людей, закаленных жизнью, которые остаются загадками даже для себя. В возрасте 75 лет он исполнил еще одного персонажа такого рода в фильме Мартина Скорсезе «The Irishman», повествующем о преступлении, политике и неумолимом течении времени.

По мотивам книги ‘I Heard You Paint Houses’ Стива Заиллана, почти трехчасовой фильм рассказывает историю Фрэнка Ширана, ветерана войны, ставшего одновременно киллером и лидером профсоюза, который пытается выжить в мире власти и насилия вместе с Джимми Хоффа (Аль Пачино) и Расселом Буфалино (Джо Пеши). Это один из тех фильмов, где старая компания вновь собралась.

Кадр из фильма Ирландец | Credits: Netflix

Кадр из фильма ‘Ирландец’ | Источник: Netflix

Кадр из фильма «Ирландец» | Источник: Netflix

Фрагмент из фильма Ирландец | Авторы: Нетфликс

Кадр из фильма The Irishman | Кредиты: Netflix

В этом фильме режиссерский стиль Скорсезе заслуживает внимания. Специальные эффекты омоложения могут быть не идеальными, но актерская игра, особенно Де Ниро, превосходит ожидания, придавая картине глубину при исследовании тяжелых тем, таких как верность, отрицание и мрачная этическая туманность истории.

Вместо того чтобы рассматривать свою жизнь как последовательность осознанных решений, Фрэнк воспринимает её скорее как то, что просто произошло с ним. Когда разворачивается заключительная сцена фильма, Скорсезе воздерживается от предоставления простых ответов. Подобно Фрэнку и, возможно, даже Богу, ‘The Irishman’ молчит, побуждая нас сделать собственные выводы.

Hugo (2011)

Хьюго отличается от любого типичного фильма Скорсезе, но он резонирует как одна из самых интимных работ режиссера. Эта экстравагантная 3D сага напоминает проникновенное кинематографическое оде. Происходящее в оживленных 1930-х годах Парижа, рассказывает историю юного Хьюго Кабре, который тайно заводит часы на шумной железнодорожной станции, преследуя несбыточную мечту своего отца о починке поврежденного автомата.

В другой формулировке жизненная история Скорсезе пересекается с историей Жоржа Мельеса, который сначала был сварливым владельцем игрушечного магазина, но позже стал революционным кинематографистом, известным благодаря фильму ‘Путешествие на Луну’ (1902). Любопытно, что Скорсезе проводит параллели между своим собственным детством, будучи астматическим мальчиком, наблюдающим за фильмами издалека, и приключениями героя по имени Гюго в поисках новых открытий.

Кадр из фильма «Хранитель времени» | Источник: Paramount

Кадр из фильма «Хьюго»| Кредиты: Парамаунт

Кадры из фильма «Хьюго» | Авторские права: Paramount

Кадр из фильма «Hugo» | Авторство: Paramount

Кадр из фильма

В начальной части фильм изобилует погонями и захватывающими парижскими пейзажами; заключительная часть отдает дань уважения раннему кинематографу, включая работы вроде волшебных фильмов Мельеса и печаль утраченных кадров. В отличие от современных 3D-технологий, которые часто кажутся принудительными, Скорсезе умело использует их для воссоздания благоговения перед классическими произведениями, такими как ‘Прибытие поезда’ братьев Люмьер (1896). По сути, фильм ‘Хьюго’ выступает за сохранение кино наследия, предлагая приятное заключительное сообщение.

Король комедии (1982)

Мартинес ‘Король комедии’ один из самых болезненных и сухих фильмов, с которыми я когда-либо сталкивался — он настолько напряжен, что кажется на грани взрыва, но этого никогда не происходит. В отличие от ‘Таксиста’ или ‘Средних улиц’, этот фильм не приносит облегчения через юмор или трагедию; вместо этого он передает чувства подавленности, заброшенности и одиночества без какого-либо разрешения.

Кадр из фильма «Король комедии» | Источник: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Король комедии» | Источник: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Король комедии»| Кредиты: 20th Century Fox

Кадр из фильма Король комедии | Авторские права: 20th Century Fox

Кадр из фильма Король комедии | Кредит: 20th Century Fox

Изначально это может показаться непривлекательным, но трудно забыть его воздействие. Свежий взгляд, свободный от предвзятых мнений, позволяет обнаружить исключительные качества этого произведения. В фильме Роберт Де Ниро играет Руперта Пупкина, амбициозного комика с манией величия, который упорно стремится заполучить место ведущего позднего ночного ток-шоу (Джерри Льюис). Его неуклонная одержимость приводит к повторяющимся отказам, неправомерному вторжению в личное пространство Джерри и, наконец, похищению.

Скорсезе отказывается от традиционных методов в своем подходе – отсутствуют планы реакции и моменты катарсиса. Это одновременно раздражает и эффективно, создавая эмоциональную пустыню среди его обычно богатого кинематографического портфолио. «Король комедии» не развлекателен, но оставляет неизгладимое впечатление, тревожащее и неудовлетворительное тем уникальным способом, которым обладают только исключительные фильмы.

Убийцы цветочной луны (2023)

Фильм Мартина Скорсезе под названием «Killers of the Flower Moon» раскрывает леденящую душу реальность скрытой злобы, погружаясь в душераздирающую историю народа оседжей. Обнаружение нефти в Оклахоме сделало оседжей одним из самых богатых сообществ на душу населения – но это процветание вскоре оказалось под угрозой со стороны жадных белых мужчин, спланированных Уильямом Кингом Хейлом (играет Роберт Де Ниро), который организовал их убийства ради финансовой выгоды. Среди этих людей был Эрнест (исполняет Леонардо ДиКаприо), женившийся на Молли (Лили Глэдстоун), семья которой постепенно стала жертвой жестоких актов насилия.

Снимок из фильма «Убийцы цветочной луны» | По материалам: Apple Studios

Фрагмент из фильма ‘Убийцы цветочной луны’ | Источник: Apple Studios

Сцена из фильма «Убийцы цветочной луны». Кредиты: Apple Studios.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны» | Источник: Apple Studios

Кадры из фильма «Убийцы цветочной луны» | Кредиты: Apple Studios»

В этой новой трактовке Глэдстоун неожиданно выделяется, привнося в фильм элемент аутентичности. Хотя фильм глубоко уходит корнями в исторические события, он сохраняет свою актуальность сегодня, проливая свет на то, как насилие и алчность сформировали Америку. Переосмыслив возникновение ФБР через личную катастрофу, Мартин Скорсезе создаёт интроспективную и одновременно обширную историю, побуждающую нас признать хищников среди нас. Когда они обнажены, какие действия мы должны предпринять?

Остров затвора (2010)

Начиная с самых первых нот, «Остров Шатер» кажется тревожно терпким и грубым на вкус, подобно вину, которое слишком долго стояло. Это леденящий душу уголок страха Мартина Скорсезе — старый приют для душевнобольных преступников, расположенный на неприступном острове вблизи Бостона в эпоху Гражданской войны.

В этой перефразированной версии: Тедди Дэниелс, маршал США, и его помощник Чак направляются на остров для расследования дела об исчезнувшем заключенном. Однако место кажется жутко изолированным и трудным для выхода из него. По прибытии их встречает доктор Коули с дружелюбием, но есть что-то тревожное в его поведении. Крепостные стены учреждения, способные выдержать попадания ядер, заключают внутри не только пациентов, возможно, больше того, чем власти осознают.

Кадр из фильма Остров Проклятых (Shutter Island) | Авторство: Paramount

Кадр из фильма «Остров проклятых». Авторство: Paramount.

Кадр из фильма «Остров Шаттера». Авторское право принадлежит компании Paramount.

Кадр из фильма «Остров проклятых» | Авторство: Paramount

Кадр из фильма «Остров Проклятых» | Авторство: Paramount

В голове Тедди всплывают фрагменты Второй мировой войны, вызывая путаницу относительно того, является ли он главным героем или просто человеком, преследуемым прошлыми травмами в этом мрачном нарративе фильма. Мартин Скорсезе мастерски манипулирует атмосферой – изображая штормовые ночи, разбивающиеся волны и шепоты разговоров – что стирает грань между реальностью и иллюзией. Неуспокаивающий финал провоцирует сомнения относительно достоверности событий, показанных ранее, оставляя нас задаваться вопросом о том, можно ли доверять всему произошедшему. Даже сам Тедди сомневается в своей надежности как рассказчика, а также мы сами.

Банды Нью-Йорка (2002)

Фильм Мартина Скорсезе под названием «Гангстеры Нью-Йорка», разрушает отшлифованные легенды американской истории и воссоздает их как изображение нации, зачатой в кровопролитии. История разворачивается в середине 1800-х годов на Манхэттене, углубляясь в хаотический район Пяти точек, где соперничающие банды борются за власть с помощью одного жестокого инструмента — насилия.

Кадры из фильма «Гангстеры Нью-Йорка» | Кредиты: Мирамакс

Кадр из фильма Банды Нью-Йорка | Авторство: Мирамакс

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» | Credit: Мирамакс

Кадр из фильма Банды Нью-Йорка | Авторские права: Miramax

Кадры из фильма Банды Нью-Йорка | Авторство: Мирамакс

В этой истории отец Валлоун (играемый Лиамом Нисоном) и его ирландская банда Dead Rabbits вступают в жестокий конфликт с нативистами, возглавляемыми Биллом Мясником (Даниэль Дэй-Льюис). Битва характеризуется ножами, топорами и грубой силой. Это начальное столкновение создает контекст для остальной части повествования.

Это изображение происхождения демократии от Скорсезе кажется отклонением от оживленной атмосферы, присущей таким фильмам как ‘Goodfellas’ или ‘Casino’. Несмотря на свою силу, он несет тяжелую, почти подавляющую атмосферу из-за своего мрачного тона. Некоторые могут назвать это тяжелым или слишком темным.

Тишина (2016)

Фильм Мартина Скорсезе под названием «Silence» больше напоминает испытание на выносливость, чем обычный фильм. Экранизация романа Сюсаку Эндо 1966 года рассказывает о путешествии двух иезуитских священников, сыгранных Эндрю Гарфилдом и Адамом Драйвером, в Японию XVII века с целью найти своего потерянного наставника Лиама Нисона, который якобы отказался от веры под пытками. После того как их схватили и посадили в тюрьму, отец Родригес, которого играет Гарфилд, проходит через серию испытаний, ставящих перед ним вопросы о сути веры, страданиях и загадке божественного молчания.

Кадр из фильма Тишина (Silence) | Авторство: AI Films

Кадр из тишины | Источник: AI Films

Кадр из фильма Молчание (Silence) | Источник: AI Films

Фрагмент из фильма «Тишина». Источник изображения: AI Films

Скриншот из фильма Тишина Кредиты: AI Films

Фоновая музыка часто переходит на звуки ветра, морских волн и шипения огня вместо этого, а фильм не романтизирует миссионеров и не пренебрегает японской точкой зрения. Напротив, персонаж Иноуэ Масасигэ критикует христианство как разрушительное влияние.

«Тишина» неуловима в своем значении, она вызывает вопросы вместо предоставления ответов. Подобно многим работам Скорсезе, фильм сталкивается с темами греха, жертвы и искупления — возможно, это отражает непрекращающееся исследование этих концептов бывшим католиком, несмотря на его уход от веры.

Авиатор (2004)

Изначально самый богатый человек на земле, Говард Хьюз провел последние дни своей жизни в изоляции, удалившись сначала в пентхаус Лас-Вегаса, а затем в бунгало Беверли-Хиллс. Фильм «Авиатор» описывает его трансформацию из смелого бизнес-магната в человека, поглощенного навязчивой идеей.

Кадр из фильма «Авиатор». Кредит: Мирамакс.

Кадр из фильма «Авиатор» (The Aviator) | Источник: MiraMax

Кадр из фильма «Авиатор» | Credits: MiraMax

Кадр из фильма «Авиатор» | Источник: Miramax

Кадр из фильма ‘The Aviator’ | Авторы: Miramax

В этой переработанной версии: Скорсезе изображает не только его достижения — такие как голливудская слава, инновации в авиации и отношения с такими иконами, как Кэтрин Хепберн — но также погружение в безумие. Фильм предлагает потрясающие визуальные эффекты и захватывающую историю, представляя глубоко человеческую картину гениальности, экстравагантности и неизбежного падения — одного из шедевров среди его работ.

Мыс страха (1991)

Мартин Скорсезе снял «Мыс страха», предложив новый взгляд на версию 1962 года, представив её с большей сложностью и суровостью. Персонаж Сэма Боудена больше не является безупречным героем; это сломленный адвокат со своим прошлым, которое бросает тень на него. Его семья – жена и непокорная дочь – уже сталкивается с трудностями до того, как Макс Кэйди (исполняет Роберт Де Ниро) вновь появляется из тюрьмы.

Отрывок из фильма ‘Cape Fear’. | Авторство: Capa Films.

Кадр из фильма «Мыс страха» | Источник: Capa Films

Кадр из фильма Cape Fear | Источник: Capa Films

Кадр из фильма «Мыс страха» | Кредиты: Capa Films

Кадр из фильма ‘Cape Fear’| Источник: Capa Films

Кэди с татуировками, напоминающими библейские сюжеты, постоянно докучает Боудену и балансирует на грани закона. Однако главный вывод Скорсезе в том, что никто не является абсолютно невиновным. Хотя фильм был мастерски снят, ‘Cape Fear’ выглядит скорее как демонстрация жанровых конвенций, чем глубоко личное произведение – отличный фильм, но не значительный шаг вперед для режиссера.

Злые улицы (1973)

Фильм, который принес ему известность, названный «Mean Streets», в основном описывает жизнь обычных людей — молодых гангстеров, букмекеров и мошенников, которые лишь пытаются выжить в Маленькой Италии. Среди этих персонажей выделяется Чарли, сыгранный Харви Кейтелем, который становится восходящей звездой мафии с внушительным гардеробом, возвышенными устремлениями и тяжким бременем вины.

Кадр из фильма «Mean Streets» | Авторыство: Warner Bros.

Кадр из фильма Средний Стрит | Авторы: Уорнер Бразерс.

Кадр из фильма ‘Mean Streets’ | Авторство: Warner Bros.

Кадры из фильма Стритса (Mean Streets) | Авторы: Warner Bros.

Кадр из фильма «Скромные средства» (Mean Streets) | Credits: Warner Bros.

Благодаря помощи своего устрашающего дяди Джованни наш главный герой движется вперед по жизни, вплоть до того, что захватывает ресторан у человека, неспособного погасить свой долг. Однако Чарли сталкивается с противоречивыми факторами: его религиозные убеждения, амбиции и непоколебимая верность своему другу Джонни Бою, олицетворяющему воплощенный хаос (в исполнении Роберта Де Ниро).

Фильм набит неожиданными брутальными потасовками в барах, спонтанными уличными драками и целым рядом шокирующих актов насилия. Однако именно пульсирующий саундтрек, сочетающий классические рок- и поп-хиты, придает каждой сцене особую живость.

Казино (1995)

В схожем ключе с мафией Лас-Вегас удовлетворяет всеобщее желание – веру в места и людей, действующих вне социальных норм. Фильм Мартина Скорсезе ‘Казино’ исследует контроль мафии над Вегасом через историю Сэма «Туза» Ротштейна, опытного эксперта по игре на числах, который управляет казино с холодной точностью. Однако его мир нарушает присутствие двух фигур: взрывного Никки Санторо и обольстительной Джинджер МакКенны.

Кадр из фильма «Казино» | Creditos: Universal

Кадры из фильма Казино | Источник: Universal

Кадр из фильма Казино | Пояснение: Universal

Кадр из фильма Казино | Источник: Universal

Кадр из фильма Казино | Авторство: Юниверсал

Скорсезе раскрывает внутреннюю работу – показывая, как они выкачивают миллионы только для того, чтобы в итоге потратить их все под контролем корпораций. Ранее у игроков была надежда при фигурах вроде Эйса и Ники, но теперь система непобедима. Сейчас Лас-Вегас контролируется не преступниками, а корпорациями. И как всегда, казино выходит победителем.

Волк с Уолл-стрит

Фильм Мартина Скорсезе ‘Волк с Уолл-стрит’ беззастенчиво дерзок. Возможно, это один из самых захватывающих фильмов, глубоко исследующих предосудительные поступки некоторых людей. Персонаж Джордана Белфорта, сыгранный Леонардо ДиКаприо, ярко олицетворяет самые вопиющие поведения, связанные со Стэйт Стрит.

Кадр из фильма Волк с Уолл-стрит | Кредитс: Paramount

Кадры из фильма «Волк с Уолл-стрит» | Кредиты: Paramount

Кадр из фильма Волк с Уолл-стрит
Авторство: Paramount

Кадры из фильма Волк с Уолл-стрит | Источник: Paramount

Скорсезе погружает нас в это царство — полное экстравагантных сборищ, мошеннических схем и злоупотребления кваллюдами. Отвращение чувствуется ясно: персонажи манипулируют, обманывают и презирают последствия своих действий. Тем не менее Америка, кажется, терпит их, увлеченная богатством и властью. Мы можем посмеяться над «Волком с Уолл-стрит», но настоящие волки тогда и сейчас улыбаются в ответ.

Несмотря на получение номинаций на пять премий Оскар, фильм ‘Волк с Уолл-стрит’ не выиграл ни одной из них, однако он по-прежнему считается одним из самых смелых и увлекательных фильмов Мартина Скорсезе.

Ушедшие (2006)

В отличие от своих предыдущих фильмов, посвященных мужчинам, стремящимся воплощать свою самоидентификацию, фильм Мартина Скорсезе «Отступники» концентрируется на двух персонажах, чьи жизни не соответствуют их истинной сути. Вдохновленный гонконгским триллером 2002 года «Заложница», этот фильм превращает азиатский сюжет напряжения в глубокое размышление о грехе в американском и католическом контексте.

Кадр из фильма «Отступники» | Авторы фото: Warner Bros.

Кадр из фильма Отступники | Кредиты: Warner Bros.

Кадр из фильма Отступники | Авторы: Warner Bros.

Отрывок из фильма ‘The Departed’ (2006) | Авторы изображений: Warner Bros.

Кадр из фильма ‘The Departed’ | Авторство: Warner Bros.

В городе Бостон разворачивается сюжет фильма, в котором Колин (в исполнении Мэтта Дэймона), гангстер, проникает в ряды полиции, и Билли (Леонардо ДиКаприо), полицейский, работающий под прикрытием среди мафии. Оба оказываются втянутыми в свои собственные интриги и начинают сомневаться в своей преданности. Хитрый криминальный босс, сыгранный Николсоном, и персонаж психолога, исполненный Фармигой, добавляют сложность сюжету, превращая ‘Отступников’ в глубокомысленное исследование моральных дилемм, где признание может прийти слишком поздно.

После многочисленных случаев, когда Академия игнорировала его кандидатуру, Мартин Скорсезе наконец получил свой первый и единственный Оскар за лучшую режиссуру фильма ‘Отступники’. Хотя некоторые утверждают, что это должно было произойти раньше, по крайней мере, приятно знать, что он в конце концов был удостоен этой награды.

Славные парни (1990)

Goodfellas — это фильм, который оставляет неизгладимый след. Он стал таким знаковым, что часто используется как точка отсчета, и несложно понять почему. Выпущенный в 1990 году Мартином Скорсезе, он описывает жизнь мафии через взлет и падение Генри Хилла, погружая зрителей в мир, кажущийся гламурным, но на самом деле пустой.

Кадр из фильма «Славные парни» | По материалам: Warner Bros.

Кадр из фильма Крестный отец | Авторы фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Славные парни» | Источник: Warner Bros.

Кадр из фильма Goodfellas
| Авторство: Warner Bros.

Кадр из фильма «Славные парни»| Кредиты: Warner Bros.

Как страстный киноман, я бы сказал, что если «Крестный отец» Копполы — это шекспировская трагедия подпольного мира, то «Славные парни» (Goodfellas) — ее живой и кокаинированный родственник. Работа камеры Скорсезе в этом фильме, особенно легендарный трекинг-шот на Копакабане, просто поражает воображение, а саундтрек, наполненный хитами от 50-х до 70-х годов, делает каждый момент чувственным переживанием.

Несмотря на то что фильм ‘Goodfellas’ не получил награды за лучший фильм (он был затмлен фильмом ‘Танцы с волками’), влияние этого фильма остается глубоким. После его выхода множество гангстерских картин пытались повторить его обаяние, однако никто так и не достиг уровня блеска — кроме того исключительного эпизода из сериала ‘Сообщество’.

Бешеный бык (1980)

Упрощение фильма ‘Raging Bull’ до простого боксёрского фильма упускает его более глубокие темы. В глубине души он исследует разрушительную ревность и сексуальную неуверенность Джейка Ламотты. Для него ринг – это не только борьба за победу; это место исповеди, где самонаказание служит ему покаянием. Стратегия отходит на второй план в его боях, которые прежде всего подпитываются страхом и гневом. Когда Викки, его жена, случайно хвалит внешность соперника, он отвечает жестоким насилием, стремясь к признанию и восхищению от неё.

Кадр из фильма ‘Бешеный бык’ (Ragging Bull). Кредиты: United Artists

Кадр из фильма «Рэггид Булл»| Источник: United Artists

Кадр из фильма ‘Raging Bull’ | Creditos: United Artists

Отрывок из фильма «Боксер» (Raging Bull) | Авторство: United Artists

Кадр из фильма ‘Взбесившийся бык’ | Кредиты: United Artists

Почти не видел дневного света — так можно охарактеризовать ‘Рэгинга Булл’. Де Ниро, будучи настойчивым, выступил за его производство, рассматривая историю Ламотты как способ помочь Скорсезе найти искупление. Фильм удостоился наград Оскара для Де Ниро и монтажера Тельмы Шунмейкер, но именно ‘Обычные люди’ получил звание лучшего фильма.

Снятое в монохромных тонах, его боевые сцены изображаются через замедление движений, сопровождаются естественными звуками животных и эхом арены, что отражает внутренние конфликты Джейка. Некоторым может показаться, что это современная интерпретация «Отелло» — глубокое исследование мужественности, самоненависти и одержимости, где самым страшным противником Джейка является он сам.

Таксист (1976)

Когда не задействован «чуваками» для защиты сомнительных поступков (подобно тому, как это происходит в фильме ‘Бойцовский клуб’), ‘Таксист’ Мартина Скорсезе вращается вокруг одинокого ветерана Вьетнамской войны, блуждающего по мрачным улицам города на своём такси.

Трэвис Бикл ощущает отвращение к грязи вокруг себя, но упорно возвращается, словно черпая жизненную энергию из своей ярости. Он наблюдает, как другие мужчины — коррумпированные политики и уличные торговцы — спокойно скользят по жизни с видом безразличия, тогда как он чувствует себя в ловушке, неприкаянным и постоянно допускающим ошибки.

Кадр из Таксиста | Пояснение: Колумбия

Кадр из фильма «Таксист». Кредиты: Колумбия

Сцена из фильма Таксидер / Credits: Columbia

Кадр из фильма «Таксист»| Источник: Колумбия

Кадр из Таксиста | Авторство: Колумбия

В трагический поворот событий попытка Брикла завести роман заканчивается неловким крахом, когда он невольно сопровождает женщину в порнографический кинотеатр. Впоследствии по телефону она отвергает его, заставляя камеру слегка отодвинуться, будто сцена сама находит это слишком тревожным для продолжения. Однако, когда Трэвис взрывается в неистовую ярость насилия, фильм замедляется, увеличивая боль и хаос. Роберт де Ниро искрит с неутолимым гневом, погружая зрителя в его мучительное ментальное падение.

Таксидер показывает одиночество и отчуждение в оживленном мегаполисе Нью-Йорка 1970-х годов, переданном через его яркую неоновую кинематографию, музыку Бернарда Херрмана и мощную актерскую игру Роберта Де Ниро. Результатом стал захватывающий фильм вне времени с культовой фразой: «Вы говорите со мной?»

Вряд ли удивительно, что ‘Таксист’ получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах и был номинирован на четыре премии Оскар. По сей день он остается одним из самых мрачных и интеллектуально стимулирующих фильмов Скорсезе, зачастую считаясь его шедевром.

Смотрите также

2025-04-11 07:18