Как тарифы Трампа и рост Китая могут навсегда разрушить голливудские блокбастеры

Америка пользуется значительным преимуществом в культурной торговле; мы преимущественно экспортируем культуру вместо того, чтобы импортировать ее. Например, американские фильмы популярны по всему миру, тогда как иностранные фильмы с субтитрами редко достигают такого же уровня успеха, что и отечественные произведения. Этот культурный обмен генерирует миллиарды долларов для США и создает миллионы рабочих мест. Со временем Китай, один из крупнейших мировых рынков кинопродукции, стал все более значимым для Америки и Голливуда. Однако этот баланс склонен к изменению, что может пошатнуть основы американской киноиндустрии. Впереди захватывающие времена!

🔥 Врывайся в тусовку! Криптоклуб – место, где обсуждают крипту с драйвом и весельем.

Присоединиться в Телеграм

Это почти неизбежно привело к тому, что Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика оказались вовлечены в экономический конфликт, напоминающий Холодную войну; это был путь, который выбрала США, когда неолибералы настаивали на глобализованной свободной торговле и предпочли более дешевые импортные товары отечественному производству, которое могло бы быть организовано более эффективно. Однако действия президента Дональда Трампа указывают на то, что он может страдать от синдрома тарифного расстройства (Tariff Derangement Syndrome), что привело к эскалации тарифов между двумя странами – Китай ввел 145% тарифы на американские товары, а Америка ответила своими тарифами в размере 125%.

Хотя Голливуд может и не стать основной жертвой в этом торговом споре (Трамп отметил, что слышал о более серьезных проблемах для киноиндустрии), его глобальное влияние на культуру неоспоримо и значительно. Учитывая проблемы, с которыми столкнулся кинематографический бизнес, включая последствия COVID-19, трудовые споры, рост стриминговых платформ и развитие искусственного интеллекта, потеря китайского рынка может стать решающим ударом. И должен признать, мне любопытно наблюдать за развитием событий в этой ситуации.

Как Китай стал импортёром Голливуда

Во-первых, каким образом Китай, когда-то считавшийся коммунистическим врагом Америки, стал так важен для Голливуда? Ну, у них огромная аудитория. Это логично, не правда ли? Взять хотя бы блокбастер 1982 года ‘First Blood’, который был первым голливудским фильмом, показанным в Китае и собравшим впечатляющие 76 миллионов билетов. Около 63% его доходов пришлось на международные рынки, главным образом Китай. Это был первый крупный голливудский проект, который показали в Китае, и он продал 76 миллионов билетов; 63% прибыли поступило от международных рынков.

В данном сценарии отважный индивид, который преданно служил своей нации во время войны во Вьетнаме, сталкивается с жестким обращением со стороны авторитарных капиталистических сил. Одетые в военную форму и символизирующие США, эти силы включают армейских солдат, полицию штата и шерифа с флагом США на его плечевом знаке. Этот гражданин, подавленный но непоколебимый, чувствует необходимость встать против несправедливого насилия, причиняемого собственным правительством. В ответ он инициирует захватывающую череду событий, сочетающую в себе насильственные действия и отстаивание решимости одного человека противостоять власти.

С 1993 года, когда фильм «Беглец» стал очередным крупным хитом в Голливуде, произошло временное прекращение экспорта фильмов в Китай. Из-за сложностей с торговлей, культурой и политикой Китай разрешал ежегодно распространять только 20 зарубежных кинолент, при этом платя минимальные дистрибьюторские сборы (сумма выплат американским компаниям вроде Warner Bros. или Disney). Однако ситуация изменилась в 2012 году, когда вице-президент Джо Байден договорился о сделке с председателем Си Цзиньпином и China Film Group Corporation. По сообщениям The Wrap, это соглашение увеличило количество импортируемых фильмов на 14 штук и повысило выплачиваемый ими дистрибьюторский сбор (с 13% до 25%).

В этот период сделка была в основном поддержана генеральным директором Disney Бобом Айгером, Джеффри Катценбергом из DreamWorks Animation и Крисом Доддом, который занимал должность председателя Американской ассоциации кинокомпаний. Данный шаг казался вполне логичным: Disney стремилась существенно проникнуть на рынок Китая после приобретения франшизы Star Wars в том же году (не забывая о своих прибыльных производствах Marvel и Pixar). Удивительно представить объем доходов, которые студии генерировали с момента этой сделки, особенно когда они адаптируют свои фильмы под требования китайских властей. Все шло гладко (Avengers: Infinity War заработал 200 миллионов долларов в Китае за первый уикенд), но все это время Китай наращивал собственную студию и дистрибьюторскую сеть ускоренными темпами.

Китайской Народной Республике больше не нужны Голливуд или Америка.

К 2012 году в Китае насчитывалось около 8 тысяч кинотеатров; к 2024 году эта цифра превысила вдвое до впечатляющих 90 тысяч. Такое быстрое расширение было вызвано ростом популярности и производства китайских фильмов. В период с 2002 по 2012 год только два китайских фильма сумели возглавить ежегодный рейтинг кассовых сборов, однако с 2013 по 2025 год не менее восьми китайских кинолент заняли это желанное место. Местные студии теперь выпускают более крупные и впечатляющие фильмы, а китайские зрители все больше предпочитают отечественную продукцию американским фильмам.

Путь для китайской кинопрокатной индустрии не сводится только к фильмам; он отражает общую траекторию роста Китая. Сегодня Китай является важным глобальным поставщиком, многие страны зависят от него в плане товаров. Эта самодостаточность делает Китай устойчивым против тарифов, поскольку импортирует меньше по сравнению с Америкой. В то же время Америка не имеет необходимой производственной инфраструктуры и рабочей силы для производства таких изделий как iPhone или радиовещательное оборудование. По сути, Китай больше не нуждается в американских фильмах, а американские товары становятся менее существенными. Это приводит к тому, что тарифы непропорционально влияют на американцев по сравнению с китайцами.

В ответ на запросы относительно потенциального влияния американских пошлин на китайские товары, Администрация кино Китая опубликовала заявление, уточняющее их позицию по поводу импорта американского кино.

Ошибка правительства США в введении беспошлинных тарифов на Китай может привести к тому, что меньше людей в США будут любить американские фильмы. Вместо того чтобы навязывать кинофильмы, мы будем придерживаться рыночных правил, уважать предпочтения зрителей и немного снизить количество импортированных американских фильмов. Китай является вторым по величине рынком кинематографа в мире, и мы последовательно поддерживаем открытость для других стран. Для удовлетворения рыночного спроса планируется введение большего количества высококачественных фильмов из разных стран мира.

Учитывая растущие тарифы, влияющие на различные страны, и укрепление связей Китая с ними, вполне вероятно, что больше стран могут ввести квоты или законы, ограничивающие американские фильмы, включая Канаду, Европейский Союз, Латинскую Америку и другие. Кроме того, материалы, необходимые для кинопроизводства, всё чаще сталкиваются с тарифами, что ведёт к росту затрат. Учитывая ключевую роль международных кассовых сборов в успехе Голливуда, такие развития могут привести к катастрофическим последствиям.

Как Китай изменит Голливуд к лучшему

Лично говоря, я твёрдо убежден, что данное изменение полезно по нескольким причинам. Во-первых, для меня важно, чтобы никто не потерял работу или не столкнулся со снижением заработной платы, хотя это может быть неизбежным следствием последней экономической политики Америки. Киноиндустрия, как мы знаем, обеспечивает работой около 2,3 миллионов человек и, согласно данным MPA, к 2025 году будет приносить более $23,5 млрд дохода.

Существует потенциальная выгода в предстоящих финансовых затруднениях Голливуда: это может привести к отказу от раздутых бюджетов и однообразных съемок, доминировавших в индустрии на протяжении многих лет. Чрезмерное увеличение голливудских бюджетов за последние два десятилетия привело к студийной системе и кинематографической культуре, которая является пресной, унифицированной и предсказуемой, сильно зависящей от устоявшихся интеллектуальных свойств, таких как фильмы о супергероях, франшизы Звездных войн, фильмы серии Форсаж, а также бесконечные ремейки и перезапуски.

Предстоящий фильм «Миссия: Невозможная — Расплата за все», ожидаемая стоимость которого составляет ошеломляющие 400 миллионов долларов, требует колоссальных доходов. Такие высокие бюджеты часто означают, что маркетинговые расходы студий преимущественно расходуются на подобные крупнобюджетные фильмы, оставляя меньше театральных экранов для других произведений. По сути, затраты на один блокбастер могли бы обеспечить финансирование двадцати меньших по масштабу, но потенциально более значимых фильмов. Например, кинокомпания A24 сумела создать целых 16 фильмов с тем же бюджетом, который был выделен Дуэйну Джонсону для его рождественского фильма «Red One» (около 250 миллионов долларов) в 2024 году.

Сжигая дом дотла

Обещание рассмотреть потенциальное влияние действий администрации Трампа и Китая на Голливуд является многообещающим. Вместо выпуска типовых крупнобюджетных фильмов, предназначенных для получения огромных прибылей в Китае, киностудии могут быть вынуждены сократить расходы на каждый фильм. Такое изменение может привести к уменьшению количества крупных проектов и росту числа меньших или нишевых картин. Соответственно, увеличение рабочих мест возможно если студии предпочтут выпускать 20 фильмов с бюджетом $20 миллионов вместо одного фильма за колоссальные $400 миллионов.

В сравнении с тем временем производственный бюджет «Крестного отца» составил примерно 6 миллионов долларов; у оригинального фильма «Звездные войны» был бюджет в размере $11 млн, превышая расходы на «2001: Космическую одиссею», составившие $10.5 млн. Эти фильмы были дорогостоящими для своего времени. Напротив, первый сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти» оценивается примерно в 58 миллионов долларов за эпизод, а бюджет четвёртого сезона сериала «Очень странные дела» был увеличен до 30 миллионов долларов за эпизод. Резкий контраст представляет собой сериал «Твин Пикс», который столкнулся с проблемами из-за затрат на производство около $65 тысяч за эпизод (что эквивалентно примерно $710 тысячам после учета инфляции). Даже популярные сериалы вроде «Офис» и «Секретные материалы» имели производственные затраты в диапазоне от одного до двух миллионов долларов за эпизод во время их пика.

По существу, то, что я пытаюсь донести, заключается в следующем: выдающееся искусство не обязательно требует больших сумм денег; наоборот, больше средств часто означает больше осложнений. С увеличением бюджета производственные компании становятся более навязчивыми, что в свою очередь снижает оригинальность, волнение и индивидуальность проекта. Мы все слышали истории о режиссёрах и актёрах, рассказывающих о вмешательстве студийных руководителей, которые в конечном счёте портят фильмы. При меньших ресурсах на кону у создателей появляется больше свободы для экспериментов, и я предпочитаю режиссеров продюсерам, когда речь идёт об успехе в искусстве.

Приготовься, Китай, приготовься, Трамп! Время от времени для продвижения вперёд нужна выносливость, и трудности могут стимулировать трансформацию и рост. Периодически контролируемый пожар необходим для оживления пейзажа, и я готов к тому, чтобы большие студии столкнулись с трудностями, если это приведет к появлению более интересных независимых фильмов. Наступающие годы обещают быть захватывающей эпохой для киноискусства, несмотря на то что мы находимся в непростые времена. Во мне всё ещё остается лучик оптимизма.

Смотрите также

2025-04-18 05:33