Темы зрелости в сериале «Андор»: расширяя границы вселенной Звездных войн?

Внимание: эта статья может содержать спойлеры для эпизодов 1-3 второго сезона сериала ‘Андор’, а также обсуждение случаев сексуального насилия. Читателям рекомендуется оценить ситуацию и решить, стоит ли продолжать чтение этого материала.

🔥 Врывайся в тусовку! Криптоклуб – место, где обсуждают крипту с драйвом и весельем.

Присоединиться в Телеграм

С момента дебюта сериала ‘Андор’ на Disney+ в 2022 году он получил всеобщее признание за свои мрачные темы и смелый подход к пределам типичной продукции ‘Звёздных войн’. В отличие от традиционных сериалов по мотивам ‘Звездных войн’, ориентированных на широкую аудиторию, ‘Андор’ сосредоточен вокруг политических заговоров, секретных операций и исследования коррумпированных фашистских режимов. Это привело сериал к категории произведений для более зрелой аудитории. Подобный поворот событий позволил ‘Андору’ проникнуть в самые мрачные уголки вселенной ‘Звёздных войн’, как показали начальные серии второго сезона.

В третьем эпизоде второго сезона сериала ‘Андор’, имперский офицер совершает непристойное предложение к Бикс Кален (Адрия Арджона), которое она отвергает выстрелом. Это не просто тонкий намек; позже Бикс выражает свой гнев другому имперскому офицеру, пытающемуся её задержать, утверждая, что первоначальный офицер пытался сексуально меня изнасиловать. Этот случай является первым явным упоминанием сексуального насилия в вселенной Звёздных войн, включая использование термина ‘изнасилование’.

В франшизе Звёздных войн выделяется особенно тревожная сцена из сериала ‘Андор’, поскольку она перекликается с леденящими признаниями Анакина Скайуокера о убийствах невинных женщин, детей в ‘Атаке клонов’ и юнлингов-джедаев в ‘Мести Ситхов’. Я испытываю трудности в совладении своими эмоциями относительно этого неуютного момента во вселенной Звёздных войн.

Смысл, стоящий за сценой в «Андоре»

Тема сексуального насилия и изнасилования в медиа всегда должна рассматриваться со всей серьезностью, так как часто неправильно используется мужчинами-авторами для драматического эффекта. Такой подход часто подразумевает женских персонажей, которые служат введением к травме или даже мотивацией для мужских героев. Хотя я не могу с уверенностью комментировать, как эта тема была затронута в «Andor», кажется, что автор Тони Гилрой не использовал это эксплуатирующе или излишне. Вместо этого он показывает тревожный аспект Империи, выходящий за рамки зрелищного уничтожения планеты безымянными существами – раскрывая более живую форму зла.

В этом повествовании показано, как авторитарные режимы часто используют сексуальное насилие как инструмент угнетения. Множество свидетельств описывает сексуальные преступления нацистов против женщин в концентрационных лагерях. Аналогичным образом, ‘Andor’ изображает имперских офицеров как форму полицейской силы, подчеркивая, как те, кто находится у власти, могут эксплуатировать свое положение для совершения тяжких преступлений, которые зачастую остаются незамеченными. Исследование 2013 года показало, что сексуальное насилие является наиболее часто сообщаемой формой полицейского злоупотреблений, уступая только чрезмерному применению силы. Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) отметил, что люди из маргинализированных групп, включая цветных женщин, представителей ЛГБТК+, работников секс-индустрии и тех, кто сталкивается с угрозой заключения под стражу, подвергаются непропорционально большому числу таких случаев злоупотребления. В обсуждаемой сцене имперские офицеры изображены как иммиграционные инспекторы, стремящиеся депортировать недокументированных политических беженцев вроде Бикс, которую играет актриса гватемальского и пуэрториканского происхождения. К сожалению, случаи сексуального насилия распространены в центрах содержания под стражей ICE, о чем свидетельствуют 308 жалоб, поданных между 2015 и 2021 годами иммигрантами, находящимися там, на сексуальные нападения и сексуальное насилие.

В сериале ‘Андор’, сцена предполагаемого сексуального насилия используется для подчеркивания значимого драматического момента, который имеет историческую и культурную значимость, согласуясь с общей целью шоу представить более зрелый взгляд на борьбу между Альянсом повстанцев и Империей. В отличие от традиционных историй, сосредоточенных на джедаях или героических фигурах, ‘Андор’ представляет персонажей, действующих в морально-серой зоне, изображая злодеев, способных на чудовищные поступки. Этот креативный выбор направлен на развитие франшизы ‘Звездные войны’ и переосмысление её тем. Хотя этот инцидент является лишь одним из многих тяжелых испытаний, с которыми сталкивается Бикс, ‘Андор’ акцентирует внимание на повсеместном влиянии Империи, оставляя физические и эмоциональные шрамы по всей галактике. Империя символизирует злобную силу, угнетающую всех жителей, что подталкивает к восстанию.

Возможно ли, что изображение попыток сексуального насилия, часто происходящих из-за дисбаланса власти, является характерной чертой фашистских режимов? Это отрезвляющая правда, и можно задаться вопросом о том, уместно ли стремление к реализму во франшизе ‘Звездные войны’. Учитывая вселенную серии, населенную дроидами, инопланетянами и космическими кораблями, маневрирующими как истребители, реалистичность никогда не была приоритетом. Открывающий текст ‘Давным-давно в далекой-далекой галактике…’ определяет ее как галактическую сказку, отражающую изначальное видение Джорджа Лукаса. Таким образом, можно задаться вопросом о том, может ли введение элементов, слишком сильно склоняющихся к реальным проблемам, нарушить фэнтезийный аспект ‘Звездных войн’.

Почему это кажется неуместным в ‘Звездных войнах’… И должно ли быть?

Эта тревожная сцена попытки сексуального насилия значительно нарушила мои впечатления от просмотра ‘Андора’. Важно отметить, что данное заявление не является критикой шоу, а скорее отражает то, как сильно эпизод затронул меня лично. Учитывая его уникальное сочетание битв на световых мечах, звуков роботов, напоминающих детский лепет, и инопланетных существ, напоминающих вервольфов, ‘Андор’ безусловно привлекает внимание при первом взгляде.

Посмотрев эпизод, я задумался о том, что конкретно заставило это событие казаться таким несоответствующим вселенной Звездных войн по сравнению со сценами физических столкновений. Сцена, где Анакин Скайуокер убивает маленьких падаванов, действительно делает искупление Вейдера в фильме «Возвращение джедая» еще сложнее принять, но она никогда не казалась неуместной для остальной серии фильмов. Однако учитывая, что этот поступок был убийством детей, он должен был восприниматься как нечто неправильное с самого начала. Единственное объяснение, которое я могу предложить этой сцене: её показывают лишь упоминанием, тогда как нападение на Бикс без стеснения демонстрирует всю неприятность и опасность происходящего.

Задумавшись об этом, я понял, что ставлю под сомнение уместность сцен сексуального насилия в вселенной Звездных войн. Хотя сериал «Андор» ориентирован преимущественно на взрослую аудиторию, он является частью более обширной франшизы с значительным числом молодых фанатов. В отличие от Властелина колец или Трансформеров, подобные сцены казались бы неуместными и странными в этих вселенных. Теоретически то же самое может относиться к вселенной Звездных войн. Однако интересно, почему это не кажется столь тревожным в проектах Marvel, особенно если они не являются бездумной эксплуатацией.

Хотя сексуальное насилие в таких шоу как Джессика Джонс во вселенной MCU не смущает меня так сильно, как это было с Andor, я не считаю его уместным. Напротив, то, как эта тема была обработана в сериале, согласуется с общей нарративной линией MCU, которая подразумевает существование космических угроз от существ вроде Ультрон и Танос наряду с личными злодеяниями, например, Килгрейв. В отличие от мысли «Это противоречит тону таких сериалов как Мисс Марвел или Шёлка», я признаю, что вселенная может вмещать различные нарративы. Кажется непоследовательным давать Marvel оправдание по этому вопросу, в то время как критиковать Star Wars, не так ли?

Существенным фактором могло стать то, что Marvel Comics изначально ориентированные на детей также привлекли альтернативную молодежную и студенческую аудиторию в 1960-х годах, придав ей некоторую зрелость. Они позиционировали себя как отражение реального мира, иногда затрагивая проблемы требующие внимания. Напротив, Star Wars не является нашей реальностью; это далекая галактика. В ней сочетаются элементы темы и визуальные подсказки из нашего мира для создания вселенной одновременно уникальной и знакомой.

В необычном сочетании стилей ‘Звездные войны’ выделяются среди других научно-фантастических серий, поскольку органично включают такие элементы как кафе в стиле 1950-х годов (хотя нет Америки или 1950-х в этой галактике) и самурайских воинов во вселенную, где также присутствуют космические пираты. Даже планета, напоминающая американские пригороды 1980-х, вписывается в повествование ‘Звездных войн’, придавая каждому элементу неоспоримую атмосферу франшизы.

Для поклонников долгосрочных франшиз вроде Звездных войн очень часто встречаются моменты, которые бросают вызов их восприятию или ожиданиям. Это могут быть сцены, персонажи или повороты сюжета, не соответствующие их пониманию вселенной. Например, некоторые считают эвоков слишком милыми в ‘Возвращении джедая’, Джа-Джа Бинкса раздражающим в ‘Скрытой угрозе’, а обращение с происхождением Рей и возвращением Палпатина в фильмах ‘Последний джедай’ и ‘Скайуокер. Восход’ — разочаровывающим. Даже раскрашенные спидеры в ‘Книге Бобы Фетта’ стали для некоторых зрителей чересчур неожиданным решением. Так что, когда что-то в Звездных войнах вызывает недовольство, это просто часть фанского опыта; настоящим вопросом является то, как реагировать на такие моменты.

Не все в «Звездных войнах» будет сделано так, как сделал бы я, и это нормально.

Несмотря на дискомфорт, который некоторые могут испытывать из-за темы сексуального насилия в Star Wars, эта точка зрения необязательно отражает качество Andor. Я бы не беспокоился о защите молодых зрителей от подобных тем, так как кажется маловероятным их переход от ‘Мандалорианца’ к ‘Андору’ без соответствующего контекста или зрелости. Персонажи вроде Грогу и R2-D2 могут обитать в вселенной, где такие инциденты происходят, но это не означает, что создателям вроде Гилроя следует ограничивать свою творческую свободу при работе над Star Wars. Возможно, сериям наподобие Star Wars необходимо затрагивать тяжелые темы вроде изнасилования для демонстрации их влияния и вызывания дискомфорта у зрителей. Это может служить напоминанием о том, что подобные слова несут вес и должны вызывать беспокойство всякий раз, когда используются.

«Andor», подобно преквеламу Звездных войн, кажется созданным для более зрелой аудитории — тех, кто вырос на этих историях и ценит политические нюансы, которые некоторым критикам и фанатам показались менее привлекательными в свое время. В сущности, это сериал о Звездных войнах, предназначенный для взрослых, кто рос вместе с франшизой и ищет шоу, отражающее их процесс взросления. Это имеет смысл, учитывая множество проектов по Звёздным войнам, которые сохраняют оригинальный замысел Джорджа Лукаса — удовлетворять интересы детей, одновременно задевая струны внутреннего ребенка.

Я весьма впечатлен тем, как «Андор» затрагивает зрелые темы. На мгновение это сбило меня с толку, но я обожаю Звездные войны за то, что они охватывают такой широкий спектр. Так же, как юные приключения в «Команда скелетов», политически заряженный «Андор» может сосуществовать с радостью игры со звездными войнами фигурками из сериала «Мандалорец». Не обязательно идти на всецело R-рейтинг, но здорово, что сериал затрагивает сложные вопросы и экспериментирует. От серьезных тонов «Андора» до анимационных приключений в «Плохом отряде», предысторий и «Последнего джедая» — эта галактика способна рассказать множество историй, и мы не должны ограничивать ее.

Несмотря на трудности с одним конкретным аспектом сериала ‘Андор’, я благодарен за то, что он был создан и влияние, которое оказал на вселенную ‘Звездных войн’. Возможно, со временем мои текущие чувства к этому элементу смягчатся, и в конечном итоге он будет принят во вселенной ‘Звездных войн’, как это произошло с другими первоначально спорными элементами.

Смотрите также

2025-04-23 17:34