10 случаев, когда абсолютно идентичные фильмы выходили в один и тот же год

Иногда у любителей кино возникает странное ощущение: они идут смотреть новый блокбастер и чувствуют, что уже видели его раньше, часто совсем недавно – возможно, даже в течение того же года. Обычно это не признак того, что они теряют рассудок; это случается достаточно часто, что получило признанное название.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

«Двойные фильмы» — это картины со поразительно похожими сюжетами, выходящие в один год или в течение примерно двенадцати месяцев друг от друга, и это происходит на удивление часто. Есть несколько причин, по которым это происходит. Голливуд склонен повторять успешные формулы, поэтому разные студии часто одновременно работают над сопоставимыми проектами. Эти фильмы могут затрагивать текущие события, такие как опасения по поводу технологий в начале нового тысячелетия, террористические угрозы или опасность космического мусора. Иногда это просто совпадение графиков. В редких случаях одна студия или создатель может напрямую копировать идеи другого.

Кажется, каждый год выходит несколько фильмов с удивительно похожими идеями, что приводит к обсуждениям о том, какой из них придумал концепцию, а какой реализовал её лучше. Мы составили список из десяти пар фильмов, которые поразительно похожи – у них один и тот же основной сюжет, одна и та же отправная точка, а иногда они даже выходят в прокат примерно в одно время. Это идеальная возможность для двойного сеанса!

10 раз, когда подозрительно похожие фильмы выходили одновременно

Пик Данте и Вулкан (1997)

Легко перепутать катастрофические фильмы 1997 года *Пик Данте* и *Вулкан*. Оба – захватывающие драмы о городах, которым угрожают извержения вулканов, и в обоих снимались крупные звезды того времени. На самом деле, люди постоянно спорят о том, какие события происходят в каждом из фильмов!

*Пик Данте* с Пирсом Броснаном и Линдой Хэмилтон рассказывает историю города, которому угрожает вулкан, который долгое время не извергался. Он вышел в прокат всего за несколько недель до *Вулкана*, в котором Томми Ли Джонс пытается предотвратить катастрофу в Лос-Анджелесе, вызванную Ла-Бреа Тар Питс. Запоминающаяся сцена в *Пике Данте* показывает женщину, бегущую по озеру, наполненному кислотой, а *Вулкан* был знаменито рекламирован слоганом «Береговая линия в опасности». Надеюсь, это поможет развеять любую путаницу!

Муравьи и Кузнечик (1998)

Два мультфильма о насекомых, *Муравьи* и *Жизнь жука*, рассказывают историю маленького рабочего муравья, пытающегося спасти свою колонию и завоевать сердце принцессы. Оба фильма включают в себя угрозу — нескончаемую войну с термитами в *Муравьях* и порабощение кузнечиками в *Жизни жука*. Существует множество предположений, что эти похожие сюжеты не были случайными. По слухам, после разногласий с Disney и основания DreamWorks, Джеффри Катценберг запланировал первый анимационный фильм DreamWorks с очень похожим сюжетом на *Жизнь жука* от Pixar на тот же год. Было ли это намеренно или нет, остается предметом споров.

Армагеддон и Глубокий удар (1998)

Несмотря на то, что оба фильма вышли в один год и рассказывают о комете, угрожающей Земле, *Глубокий удар* и *Армагеддон* очень отличаются друг от друга. *Армагеддон* рассказывает легкомысленную историю об обычных рабочих, ставших астронавтами, чтобы спасти мир, полагаясь на действие и зрелищность. *Глубокий удар*, однако, является более мрачным и эмоциональным фильмом, сосредоточенным на человеческих отношениях на фоне катастрофы. Его более пессимистичный тон и серия неудачных попыток остановить комету, вероятно, способствовали меньшему успеху по сравнению с энергичным и визуально взрывным подходом *Армагеддона*.

Спасти рядового Райана и Тонкая красная линия (1998)

Несмотря на то, что оба фильма разворачиваются во время Второй мировой войны и в них снимаются впечатляющие актёрские составы, *Спасти рядового Райана* и *Тонкая красная линия* – поразительно разные картины. В то время как *Спасти рядового Райана* – это классическая, насыщенная действием история спасения, происходящая во Франции, *Тонкая красная линия* – более медленный и созерцательный взгляд на жестокие бои на Гуадалканале. Необычно видеть, как два признанных режиссёра, Стивен Спилберг и Терренс Малик, обращаются к схожей тематике с такими различными подходами.

Беги, Лола, беги и Скользящие двери (1998)

Фильмы *Скольжение* и *Беги, Лола*, вышедшие в один и тот же год, исследуют, что происходит, когда жизнь идет по разным путям. *Скольжение* – это романтическая комедийная драма о жизни женщины, зависящей от того, успеет она на поезд или нет. *Беги, Лола*, немецкий боевик, гораздо более динамичен и ощущается почти как видеоигра – он рассказывает о женщине, которая неоднократно пытается раздобыть деньги, чтобы спасти своего парня, и каждая попытка перезапускается после неудачи. Хотя ни один из фильмов не является строго сверхъестественным, несмотря на то, что он показывает события из нескольких временных линий и намекает на что-то необычное, они также не являются традиционными драмами. Оба фильма творчески рассматривают одну историю с разных точек зрения, демонстрируя, как повествование и кинематографические эксперименты могут изменить исход.

Матрица и Тринадцатый этаж (1999)

Примерно в 2000 году люди испытывали тревогу по поводу технологий. В реальной жизни существовали опасения, что ошибка Y2K разрушит мировую экономику, которая зависела от компьютеров. В кино беспокоились о том, что компьютеры станут слишком мощными и возьмут управление на себя. Большинство людей знают *Матрицу* — историю человека, который узнает, что реальность — это компьютерная симуляция, работающая на энергии людей. Однако другой фильм, *Тринадцатый этаж*, исследующий схожую идею симулированного мира, в котором люди не осознают, что живут в нем, был в значительной степени забыт. В то время как *Матрица* стала огромной франшизой, оба фильма передают беспокойство меняющегося мира — старого мира, переходящего во что-то новое.

Ловушка и Дело Томаса Крауна (1999)

Выпущенные с разницей в несколько месяцев в 1999 году, фильмы *Ловушка* и *Дело Томаса Крауна* рассказывают о харизматичных ворах – которых сыграли актеры, известные по роли Джеймса Бонда – и о том, как они влюбляются в страховых агентов, пытающихся их поймать. Хотя эти фильмы не породили волну картин о кражах произведений искусства, они идеально передают дух веселого, стильного и романтичного боевика, производство которого студии в основном прекратили после 2000 года. В одном из них Кэтрин Зета-Джонс умело уклоняется от лазерных лучей, а в другом есть запоминающаяся сцена, в которой сотрудники музея одеты как картина Рене Магритта. Эти фильмы были поистине уникальными, и с тех пор их так и не смогли повторить.

Иллюзионист и Престиж (2006)

В конце 2006 года казалось, что каждая киностудия снимает фильмы о фокусниках из прошлого. Вышедшие всего в два месяца друг от друга, *Иллюзионист* Нила Бёргера и *Престиж* Кристофера Нолана удивительно похожи, что заставило некоторых поверить, что режиссеры скопировали работы друг друга. Однако, *Иллюзионист* на самом деле основан на рассказе Стивена Миллхаузера, а *Престиж* – на сложном романе Кристофера Приста с тем же названием. Несмотря на общие черты, фильмы различны: *Иллюзионист* рассказывает о фокуснике, использующем свои навыки, чтобы отомстить за смерть своей возлюбленной, а *Престиж* – это нелинейная тайна о двух соревнующихся фокусниках, постоянно пытающихся перещеголять друг друга.

Секс по дружбе и без обязательств (2011)

В 2011 году казалось, что все выбирают между двумя романтическими комедиями: *Секс по дружбе* и *Без обязательств*. Тогда это казалось важным решением! В обоих фильмах была одна и та же основная идея: мужчина и женщина пытаются построить непринужденные отношения, не влюбляясь. Интересно, что изначально оба фильма должны были называться *Секс по дружбе*. Когда Paramount Pictures узнала, что другой фильм имеет такое же название, режиссер одного из них, Иван Рейтман, изменил название своего фильма на *Без обязательств*, чтобы не запутать зрителей.

Двойник и враг (2013)

Странно, что два фильма, в которых мужчины сталкиваются со своими точными двойниками, вышли в одном и том же году. Помимо этой общей предпосылки, фильмы довольно разные, но сходство все равно тревожит. *Двойник* Ричарда Айоаде, основанный на рассказе Фёдора Достоевского, рассказывает о Джесси Айзенберге в роли непримечательного офисного работника, который поражен, когда его начальник нанимает человека, который выглядит точно как он, но гораздо увереннее и успешнее. Между тем, *Враг* Дени Вильнёва, основанный на романе *Двойник* Жозе Сарамаго (не связанном с другим фильмом или рассказом), рассказывает о Джейке Джилленхоле, играющем двух идентичных мужчин, которые, как и в *Двойнике*, имеют очень разные личности. Оба фильма представляют искаженную версию реальности, но *Двойник* склоняется к черному юмору, в то время как *Враг* мрачен и мечтателен.

Наиболее очевидные случаи, когда трейлеры к фильмам использовали музыку из других фильмов

Обратный поток (в фильмах «Парк Юрского периода» и «Мумия»)

Поверьте или нет, фильм *Обжигающий предел* имеет музыкальную связь с *Парком юрского периода* и *Мумией*. Ханс Циммер написал музыку к *Обжигающему пределу*, а трек из нее под названием «Сожги все» был использован в трейлерах к обоим приключениям с динозаврами и мумиями. Полный саундтрек к *Обжигающему пределу* был переиздан в 2024 году, предлагая полную версию после многих лет существования только более короткой 30-минутной подборки музыки. Сам трек энергичный и драматичный, звучащий похоже на что-то из *Пиратов Карибского моря*, и его быстрый темп идеально подходит к сценам, где люди спасаются от опасности — будь то от динозавров или древних проклятий.

Дракула Брэма Стокера (В Мумии, Подземном мире, Пиратах Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины)

Неудивительно, что трейлеры к фильмам на тему нежити, таким как *Мумия*, *Подземный мир* и оригинальные *Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины*, использовали музыку из *Дракулы Брэма Стокера*. Особенно выделяется саундтрек к фильму, написанный Войцехом Киляром. Главная тема, называемая «Охотники на вампиров», мгновенно узнаваема, даже если вы не видели *Дракулу*, поскольку она использовалась во многих других трейлерах. Помимо уже упомянутых фильмов, её можно услышать в трейлерах к *Разрушителю* и *Что скрывается*, а также к *Врата Звёзд* — фильму, известному тем, что его музыка звучала и в других трейлерах.

Тонкая красная линия (В Перл-Харборе)

Трейлеры к фильму Майкла Бэя *Перл-Харбор* 2001 года умело использовали музыку из фильма Терренса Малика *Тонкая красная линия* 1998 года – особенно удачный пример того, как трейлеры и фильмы могут работать вместе. В частности, была использована композиция Ханса Циммера под названием «Путешествие к линии», которая, что удивительно, также включала музыку из *Ворона*. Эта музыка идеально передавала то же чувство трагического величия и напряженного ожидания, которое пронизывает трехчасовой хронометраж *Тонкой красной линии*.

Поскольку *Тонкая красная линия* вышла всего пару лет назад, зрители, вероятно, все еще помнили ее. Трейлеры, казалось, намекали на то, что если вам понравилась *Тонкая красная линия*, то вам также понравится *Перл-Харбор*. Конечно, оглядываясь назад, один из этих фильмов был намного лучше другого – это просто хорошая реклама!

Реквием по мечте (в «Властелине колец: Две крепости»)

Трудно поверить, но трейлер к фильму *Властелин колец: Две крепости* знаменито использовал музыку ‘Lux Aeterna’ из фильма *Реквием по мечте*. Большинство людей узнают этот трек мгновенно. Учитывая, что музыка Говарда Шора так важна для фильмов *Властелин колец*, было странно услышать другую, уже заезженную композицию в трейлере, хотя к тому моменту вышел только первый фильм. Версия, использованная в трейлере *Две крепости*, на самом деле была переработанной и называлась «Реквием по башне» (забавное название!). Эту оригинальную и переработанную версии можно услышать также в трейлерах к фильмам *Код да Винчи*, *Я — легенда*, *Вавилонская одиссея* и *Солнцестояние*. До того, как трейлеры начали использовать ремиксы поп-песен, «Lux Aeterna» был стандартным выбором для драматической музыки.

Динозавр (в мультфильме «Лило и Стич: Вокруг света за 80 дней»)

Возможно, вы не вспомните мультфильм Disney 2000 года, созданный с использованием компьютерной графики, под названием *Динозавр*, о группе динозавров, ищущих безопасное место для жизни, но вы, вероятно, слышали его вступительную музыку. Хотя *Динозавр* не является любимым фильмом среди многих поклонников Disney, музыкальное произведение композитора Джеймса Ньютона Ховарда под названием «Путешествие яйца» использовалось в бесчисленных трейлерах на протяжении многих лет. Некоторые известные примеры включают трейлеры к *Лило и Стич*, *Дикая семейка Торнберри в кино* и фильм 2004 года *Вокруг света за 80 дней*. Интересно, что в фильме *Вокруг света за 80 дней* также присутствует похожая приключенческая тема из *Лило и Стич*, написанная Аланом Сильвестри.

Бразилия (в мультфильме «ВАЛЛ-И»)

Представьте себе мрачное, контролируемое машинами будущее, где жизнь кажется бессмысленной, но надежда все еще мерцает? Создатели мультфильма Pixar *WALL-E* обратились к музыке из фильма Терри Гиллиама *Бразилия*. Оптимистичная интерпретация бразильской классики «Aquarela do Brasil» композитором Майклом Каменом – известная как «Central Services / The Office» в саундтреке к фильму – звучит в первом трейлере *WALL-E*. Игривые, почти механические звуки музыки подчеркивают роботизированное существование WALL-E: бесконечное собирание мусора на одинокой Земле, а затем подзарядка на ночь. Но когда музыка нарастает, она намекает на захватывающее путешествие, которое предстоит.

Солнечный свет (в фильмах «Прекрасные кости», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Первому игроку — победа»)

Музыка из фильмов, таких как *Тонкая красная линия* и *Дракула Брэма Стокера*, часто используется в трейлерах к фильмам, но саундтрек к *Солнечному удару*, созданный Джоном Мёрфи и Underworld, не менее популярен. Главная тема, «Адажио ре минор», — это масштабная, эмоциональная композиция, которая передает суть всего фильма всего за четыре минуты с небольшим. С момента выхода трек появлялся в трейлерах к самым разным фильмам — от *Милые кости* до *Люди Икс: Дни минувшего будущего* и *Первому игроку*, среди многих других. Кажется, студии часто обращаются к саундтреку к *Солнечному удару*, когда хотят создать ощущение драматической научной фантастики.

Человек-волк (в фильме «Шпион, выйди вон!»)

Хоррор Джо Джонстона «Человек-волк» и шпионский триллер Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!» кажутся совершенно разными. Однако первый трейлер к «Шпиону» знаменито использовал музыкальную тему Дэнни Эльфмана из «Человека-волка». Даже если вы не знакомы с «Человеком-волком», музыка сигнализирует о том, что «Шпион» стремился к изысканности и высокому качеству, отходя от более игривого стиля классических фильмов о монстрах. Это объясняет, почему саундтрек также соответствует серьезному, напряженному тону шпионской истории времен Холодной войны, — хотя в нем и нет оборотней!

Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом (Вода для слонов)

Музыка, которую Ник Кейв и Уоррен Эллис создали для фильма *Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом*, казалась странно пророческой. Четыре года спустя их трек «Песня для Джесси» был использован в трейлере к фильму Фрэнсиса Лоуренса *Вода для слонов*. У песни есть нежный, похожий на музыкальную шкатулку, оттенок, который на самом деле больше подходит для такого фильма, как *Звери южных земель*, чем для традиционного вестерна. Тем не менее, она прекрасно дополняет мрачное, созерцательное настроение оригинального фильма, а также удивительно хорошо сочетается с трейлером к *Воде для слонов*, передавая волшебное, сказочное изображение цирка и его трагическую историю любви.

Братство Кольца и Гладиатор (В Человеке из стали)

Лучший трейлер к фильму *Человек из стали* от Warner Bros. использовал мощную оригинальную музыку Ханса Циммера под названием «Что ты будешь делать, когда не спасаешь мир». Однако другие трейлеры к фильму также включали вдохновляющую музыку из других популярных приключенческих и героических историй. Например, в одном из трейлеров была использована печальная часть из «Мост Хазад-дума» в фильме *Властелин колец: Братство кольца* — та, которая играет сразу после падения Гэндальфа. Этот же трейлер также объединил её с композицией «Элегия» из саундтрека к фильму *Гладиатор* в исполнении Лизы Джеррард и Патрика Кассиди, также написанной Хансом Циммером (кажется, монтажёры трейлеров — большие поклонники его творчества!). А самый первый тизер-трейлер, показанный на Comic-Con? Он использовал хорошо известную композицию из фильма *Тонкая красная линия*.

Смотрите также

2025-09-26 17:30